Классификация программ для изучения английского языка
На сегодняшний день создано большое количество компьютерных программ для изучения английского языка. Неискушенный пользователь предполагает, что все эти программы предназначены для качественного и полноценного изучения английского языка в короткие сроки, но это не так. Среди этих программ английского языка есть удачные, но большинство, все же, бесполезные, и не дают никакого преимущества от использования программных средств.
Программы изучения английского языка отражают в себе опыт разработчиков, приобретенный ими в процессе его освоения. Успешный опыт изучения рождает удачные программы английского языка, основанные на эффективном подходе, в то время как неудачный опыт превращается в программы-вредители, убивающие ваше время и, самое главное, желание изучать английский язык.
Ниже я постараюсь провести условное разделение программ изучения английского языка в соответствии с опытом разработчиков, приобретенным ими в процессе изучения иностранных языков. Это поможет вам сформировать правильные ожидания в отношении обучающих английских программ, представленных в интернете и на полках магазинов.
Английские программы, разработанные без соответствующего опыта изучения английского языка.
Итак, начнем с дилетантов. Это разработчики, не занимавшиеся серьезным изучением английского языка. Они, обычно, создают бесполезные программы изучения английского языка со сложной навигацией, ненужными функциями и чрезмерными мультимедийными украшениями, которые очень быстро надоедают и начинают раздражать. Чаще всего, такие английские программы создаются исключительно для зарабатывания денег. Их цель – выделиться среди конкурентных продуктов и понравиться покупателю. Весь упор делается на презентабельность, в то время как на содержании продукта сильно экономят. В результате, добиться каких-либо высот с помощью такой программы изучения английского языка оказывается невозможным. Такие разработчики не осознают того, что процесс изучения языка длителен и требует большого количества качественных материалов, и что каждый лишний щелчок мышкой, каждый посторонний звук или заставка, появляющиеся при открытии программы, раздела или исполнении какой-либо функции, превращаются в тяжелое испытание для пользователя, который хочет изучать английский язык, а не в n-й раз просматривать и прослушивать надоевшие декорации, и блуждать по надоевшим лабиринтам интерфейса.
Английские программы, разработанные на основе неудачного опыта изучения английского языка.
Теперь рассмотрим разработчиков, которые увлекались изучением английского языка, но так и не достигли желаемого результата. Они, обычно, изливают свои неудачи в программном коде, призывая пользователей повторять их ошибки и испытывать те же разочарования, что и они. Чаще всего, они это делают не со зла, а в попытке пробить, все же, брешь в не взятой высоте, посредством автоматизации процесса, и становятся первыми пользователями-жертвами своих творений. Так и не добившись серьезных результатов в изучении английского языка с помощью своих чудо-программ, они пытаются распространять свое детище в поисках славы и, возможно, некоторого денежного вознаграждения, дабы компенсировать затраченные усилия. Это, в основном, многочисленные программы изучения английского языка, посвященные заучиванию списков слов тем или иным способом. Казалось бы, что может быть проще, выучить 2-5 тысяч слов, и английский язык у тебя в кармане. Однако бескомпромиссная практика безжалостно разбивает эти надежды и заблуждения на мелкие осколки.
Программы изучения английского языка, разрабатываемые для образовательной системы.
Следующая группа разработчиков – это разработчики, работающие для образовательной системы. Они сфокусированы, в первую очередь, на обеспечение возможности измерять уровень знаний пользователя, и на разработку интерфейса взаимодействия ученика с преподавателем. К сожалению, содержание таких программ изучения английского языка и их эффективность как обучающего продукта отодвигаются на второй план. Такие программы изучения английского языка, обычно, не являются самодостаточными, они являются всего лишь инструментом преподавателя, который должен обеспечивать непосредственно сам процесс изучения английского языка. Сюда можно отнести многочисленные тесты, компьютеризированные упражнения, языковые игры, системы взаимодействия учеников с преподавателями через сеть. Без толкового преподавателя такие английские программы вам много не дадут.
Английские программы, разработанные на основе успешно опыта изучения английского языка.
И, наконец, разработчики, имеющие опыт успешного изучения английского языка. Если это был опыт самостоятельного изучения английского языка, то такие разработчики создают вполне самодостаточные английские программы, предоставляющие возможность полноценного и качественного изучения английского языка. Такие английские программы имеют удобный для изучения языка интерфейс и разумную навигацию, не перегружающую пользователя ненужными действиями. Такие программы изучения английского языка фокусируют пользователя непосредственно на процессе восприятия новой информации, а не на процедурах управления программой. В качестве содержания в таких английских программах обычно используются интересные живые тексты, привязанные к аудиосопровождению. На отечественном рынке первой из таких программ для изучения английского языка была «English Gold», которая в последствии была доработана, и на сегодняшний день издается и распространяется компанией 1С в серии Platinum DeLuxe. На зарубежном рынке подобная программа для изучения английского языка была разработана компанией Transparent Language.
Главный недостаток программ английского языка.
У всех программ для изучения английского языка есть один общий недостаток. Количество материалов, вкладываемых в них, ограничено, и несмотря на то, что курс изучения английского может называться полным, а сама программа может быть весьма удачной и эффективной, все равно, количество вложенных в программу материалов не позволяет достичь уровня свободного владения английским языком.
Созданию программы изучения английского языка, позволяющей достигать уровень свободного владения, препятствует ограниченность ресурсов, имеющихся в распоряжении разработчиков. Речь идет о времени, которое, в конечном счете, измеряется деньгами. Для подобной программы изучения английского языка необходимо подготовить большое количество качественных материалов, на разработку которых требуется большое количество времени, а, следовательно, и денег. Обычно, ситуация развивается описанным ниже образом.
Если программа для изучения английского языка разрабатывается энтузиастом без вознаграждения, то рано или поздно он осознает, что затратил уже на развитие программы слишком много ценного времени, и пора делать что-то за деньги, с целью обеспечения своих жизненных потребностей. Люди, чаще всего, не хотят платить за то, что раньше получали бесплатно, и энтузиаст вынужден останавливать свои разработки и перераспределять свое время на оплачиваемые занятия. В результате, объем вложенных в такую английскую программу учебных материалов определяется начальным потенциалом энтузиазма такого разработчика.
В случае работы на заказ для образовательной системы или какого-либо коммерческого проекта, разработчики изначально получают ограниченный бюджет, который и определяет объем учебных материалов разрабатываемой программы для изучения английского языка. Дополнительное финансирование на дальнейшую разработку учебных материалов к программе, как правило, не выделяется, т.к. образовательная система вообще не склонна финансировать создание чего-то нового, пытаясь экономить, используя то, что есть, а коммерческие проекты не видят смысла в дальнейшем развитии обучающих программы, т.к. это практически не влияет на объем продаж (большую отдачу в этом случае приносят маркетинговые мероприятия, а не улучшение качества продукта).
В качестве выхода из этой ситуации был создан специалный проект для изучения английского языка через интернет. В основу проекта положена высокоэффективная программа для изучения английского языка через интернет, которая имеет довольно простой и удобный интерфейс, и очень удобные средства навигации по учебным материалам. Эта программа английского языка изначально была создана для работы с расширяющейся коллекцией учебных материалов. Финансирование разработки новых материалов в этом проекте обеспечивается за счет денежных поступлений от новых пользователей, т.е. каждый новый пользователь единоразово оплачивает право доступа к расширяющейся коллекции учебных материалов проекта и становится его постоянным пользователем. При таком подходе этот проект становится единственным программным продуктом, позволяющим пользователю достигать уровень свободного владения английским языком с помощью предлагаемых ему учебных материалов.
Роль программных средств в достижении свободного владения английским языком.
Говоря о достижении уровня свободного владения английским языком, важно понимать, что его невозможно достичь без длительных самостоятельных занятий. Вряд ли кто-то будет сидеть над вами до тех пор, пока вы окончательно не «прозреете». Это занимает слишком много времени, и поэтому обходится слишком дорого либо для вас, либо для того человека, который над вами сидит. Учебные заведения, в которых преподавание ведет живой человек, понимают это, и не претендуют на доведение вас до такого высокого уровня. Обучение в учебных заведениях выстраивается, чаще всего, в три ступени, и если вы думаете, что последняя «продвинутая» ступень соответствует более высокому уровню, по сравнению со свободным владением, вынужден вас огорчить. Оставаться рядом с вами и помогать вам до тех пор, пока вы окончательно не ощутите себя свободным в изучаемом вами языке, может лишь тот, чье время не требует оплаты. Лично мне на ум приходит только компьютерная программа с обширной коллекцией интересных текстов, которая может мгновенно выдавать значение и звучание любого неизвестного вам слова или фразы в ответ на прикосновение к ним.