Как выбрать курсы английского и не прогадать?
Автор статьи: Авенир Горинов
Каких только способов изучения английского языка ни представлено во всемирной паутине. Просто разбегаются глаза. От экзотики, типа 25-го кадра, до традиционных и выверенных временем предложений услуг типа курсы английского языка советского образца. И если разобраться, то так и должно быть. Ведь ученики по своим интересам, способностям и мотивации настолько сильно дифференцированы, что примерять на них одни и те же методики и подходы будет очень неблагодарным делом. Возьмем для примера несколько типов учащихся.
1. Молодой человек, увлекающийся поп-музыкой, танцами, кино для которого английский язык нужен как раз для поддержания общения со своими знакомыми по интересам в сети интернет или при поездках за рубеж на отдых, учебу. Для этого типа подойдет и будет не утомительной и эффективной методика изучения языка методом прослушивания и заучивания текстов песен. После того, как некий минимальный уровень знаний достигнут, можно перейти к его углублению путем прослушивания специальных передач о музыкальной культуре, которые, например, транслируются по BBC. Полезно не просто прослушать, а записать передачу, с тем чтобы можно было несколько раз ее прослушать, возможно, прибегая к помощи словаря. Нередко такому ученику захочется овладеть аккомпанементом на каком нибудь инструменте, например на гитаре. И тогда легкое увлечение переходит в любовь к шансону, или чему то подобному на всю жизнь. Важным моментом в этом случае служит отсутствие нудных заучиваний, вызывающих скуку упражнений и школярских текстов для прочтения и разбора по лингвистическим правилам. Обучение идет легко, и процесс активируется сам собой.
2. Как правило, молодой человек, для которого открывается возможность работы в Западной компании (ее представительстве в России). В этом случае мотивация стоит на первом месте. И она побеждает отвращение к зубрежке, к занудным специальным текстам по специальности, ведь процесс обучения сдобрен изрядной порцией соуса из ожиданий и надежд на совсем другое будущее. Конечно, преподаватель английского языка не должен чрезмерно педалировать мотивационный ресурс.
Занятия специальным английским должны хотя бы чуть чуть разбавляться разговорным языком, общением на изучаемом языке с другими студентами по темам, близким каждому молодому человеку.
3. Ребенок дошкольного возраста. Вот уж, казалось бы, кому не до мотивации! Весь процесс овладения английским языком должен быть построен в форме сменяющих друг друга игровых сценариев. Но, как показывает практика, мотивационный фактор работает и здесь. Хотя для его включения, возможно, потребуется подсадная утка в виде вундеркинда, способного сорвать аплодисменты на детском утреннике, после исполнения какой нибудь известной английской песенки под собственный аккомпанемент на гитаре. Его стоит пригласить со стороны, даже если он не имеет отношения к вашим курсам английского языка для детей дошкольного возраста.
4. Серьезный, возможно, далеко не молодой человек, как правило мужского пола, всерьез интересующийся политикой, для которого остаться без утренних новостей такая же трагедия, как остаться без завтрака для человека, который находится в рабстве у своего желудка. Возможно, он наслышан об эффективности методик многократного прослушивания новостных выпусков Голоса Америки, BBC, передач на Special English, которые позволяют включиться в новостную английскую среду буквально за пару недель. В этой группе опять же доминирует мотивационный фактор. Ведь новости для учащихся этой категории сродни наркотику. Остаться без их очередной свежей порции означает наступление психологической ломки. Многократное прослушивание одних и тех же только что вышедших новостных выпусков на английском языке является чрезвычайно мощным методическим фактором. Недооценка его в шестидесятые годы двадцатого века нашими спецслужбами приводила к тому, что информация о чехословацких событиях, например, была легко доступна слушателям BBC, не изучавшим ранее английский вообще. На русском языке передачи BBC на эту тему были под 100% подавлением глушилками.
С тех пор прошли годы и даже десятилетия. Ситуация изменилась до неузнаваемости. Глушилок больше нет. И мотивация поменяла свои цели. Тогда целью была информация, а изучение английского было лишь средством, а теперь целью стало изучение языка, а новостная аудио-лента средством, позволяющим сочетать приятное с полезным. Сегодня многократное прослушивание английских новостей менее актуальным не стало. Потому что методически этот способ изучения языка по прежнему вне конкуренции по своей оперативности. На смену громоздким, нередко ламповым, радиоприемникам и катушечным магнитофонам того далекого времени, (переносить такой комплект с места на место было не шуточным делом) появились смартфоны с операционной системой Андройд, с помощью приложений которой (например Tunein Radio Pro Android) можно, находясь в пути или на даче, прослушать через интернет новостную сводку, записать ее и несколько раз воспроизвести. Причем здесь же в Андройде легко подключить англо-русский словарь для выяснения смысла тех слов, которые оказались в тексте передачи не распознанными.
Остались не затронутыми и другие категории изучающих английский язык. Их многообразие подсказывает нам, что и преподаватели, если не сами курсы обучения, тоже должны быть дифференцированы. Только тогда будет достигнута эффективность в сочетании с привлекательностью учебного процесса.