Александр Бессонов. "Учим, учим, а выучить не можем, или почему Россия не говорит по-английски"
Английский язык изучается в наших школах в течение 6, а иной раз и 10 лет. Но связно «попросить кофе» почему-то все равно не получается. Стремясь обучить своих детей иностранным языкам, родители пытаются любой ценой пристроить своих детей в «английские» школы, гимназии, лицеи и прочие «углубленные» учебные заведения. Это, разумеется, дает результаты. Количество близоруких, сколиозных и прочих не в меру образованных детей стремительно растет. Но получаемый на выходе уровень владения языком все равно не способен оправдать такие жертвы. Одним словом, воз и ныне там…
Почему все так мрачно? Иностранные языки и, в частности, английский действительно настолько сложны для освоения? Или же дело в чем-то другом? Попытаемся разобраться.
Есть такая страна – Швейцария. Она известна не только швейцарскими часами и банками, но и количеством государственных языков. Их там целых четыре. Причем английский в их число не входит. Соответственно в школах изучается как минимум один из государственных языков (из тех, на которых учащийся не говорит) плюс английский. Так вот каким-то непонятным для российской педагогической науки образом учащиеся обыкновенных (не "углубленных" и т.п.) школ ухитряются успешно выучивать два (а то и три) языка и вполне нормально на них говорить. Не намного хуже дела обстоят и в других странах Европы. Неспособность говорить по-английски после шести лет обучения вызывает у большинства европейцев недоумение. Если же сообщить им количество учебных часов, отпущенных на иностранный язык в наших школах, недоумение обычно переходит в замешательство и сомнения в правильности понимания собеседника.
По мнению Тимофея Глухенького, генерального директора бюро переводов «Алькор», основная причина трудностей с изучением английского языка в России, это не сложность этого языка как такового, и не неспособность русских (украинцев, татар, чуваш и т.д.) к иностранным языкам. Причина кроется в «особенностях национального преподавания», которые не только не обеспечивают приобретения навыков устной речи в приемлемый срок, но и наносят вред психике учащихся. «Сдается мне, что если изучать родной язык по тем же методикам, что и иностранный, это почти наверняка приведет к массовому заиканию», - пишет Тимофей на своем сайте www.alcor-center.ru.
Чтобы не быть голословными, выделим наиболее характерные особенности преподавания иностранных языков в России:
1) Задача "поставить речь" в российской школе зачастую попросту не ставится. Если бы это было иначе, наши школьники большую часть времени упражнялись бы в говорении, а не письменном переводе со словарем. Вообще, судя по количеству полезных навыков у наших выпускников, складывается впечатление, что основная задача школы - это обеспечение работой определенной части населения.
2) Неадекватно теоретизированный курс грамматики английского языка. Учебники и преподавание в целом перенасыщены специфической терминологией и логическими построениями. Как следствие, у учащихся вырабатываются какие угодно навыки, кроме устной и письменной речи. Последнее хорошо известно людям, связанным с переводческим бизнесом. Практически во всех отечественных бюро переводов существует одна и та же проблема - проблема поиска людей, способных выполнить нормальный письменный перевод хотя бы с английского на русский. Это касается как технического перевода, так и перевода юридических, медицинских и художественных текстов. Здесь навык нужен, а не знание правил, а его-то как раз и нет. Выполнить технический перевод приемлемого качества в странах Западной Европы, Японии и даже Китае способен практически любой инженер, в отличие от территории Союза Неблагополучных Государств. Еще хуже обстоит дело с последовательным переводом, тут без инязов вообще никак, опять-таки в отличие от отсталой Европы с ее плохим образованием.
3) Репрессивная методика преподавания в целом. Любимое занятие отечественных english teachers – одергивание учащихся после каждой ошибки, придирки к произношению и прочие подобные перегибы. Я до сих пор вспоминаю переводческий факультет университета в одном из областных центров Поволжья. На этот факультет, считавшийся престижным, поступали люди, уже достаточно свободно говорившие по-английски, освоившие его с репетиторами, пришедшие из школ с углубленным изучением иностранного языка и т.п. Отучившись два года, даже такие студенты начали жаловаться на "спотыкач", обусловленный постоянными исправлениями и критикой со стороны преподавателей. Какая разница, с каким произношением человек произносит «the table», если он вообще не способен нормально говорить!
4) Вывод психомоторных процессов, относящихся к устной речи, в несоответствующие им области психики. «Сначала вспомним правила, потом вспомним слова, потом расставим слова в соответствии с правилами...» Это настоящий бич выпускников наших школ. То, чем в норме занимается один единственный речевой центр, "размазано" по всей голове, причем упомянутый центр здесь играет лишь второстепенную роль. С таким хитроумным мыслительным процессом вокруг каждого предложения разговаривать по-английски сможет только на редкость незаурядная личность. К тому же сюда добавляется еще одна проблема, проистекающая из наших «образовательных технологий» - страх устной речи как таковой. А вот у детей, например, происходит прямая выработка речевого рефлекса, без вовлечения рассудочного мышления. Взрослые с нормальной психикой, кстати, в этом плане мало чем отличаются от детей, но такие взрослые в России – вид, исчезающий по вполне понятным причинам.
Как выучить английский без последствий для здоровья? Идеальный вариант – не подпускать к себе преподавателей, работающих по советским методикам. Пользоваться нормальными учебниками, желательно иностранных авторов. Это связано с тем, что на Западе заумный и непонятный для учащихся учебник попросту не будут покупать, тем более что там нельзя обязать родителей это делать. Вы не поверите, что многие учебники грамматики и толковые словари, издаваемые в той же Англии, пишутся с ограничением по количеству используемых слов, чтобы исключить необходимость их перевода со словарем и возникновение проблем с пониманием прочитанного. Сравните такой подход с «инфинитивно-предикативными оборотами», «длительными временами» и прочими ужасами отечественной лингвистики. А еще – чтобы научиться говорить, надо говорить, и говорить часто. Вспомните книги о детстве Владимира Ильича! Ведь все новое – это хорошо забытое старое.